Отчаянная смелость и расчет: Благодаря промышленным альпинистам и МЧС удалось очистить обледеневший мост во Владивостоке

0
106

Только благодаря промышленным альпинистам и МЧС удалось очистить обледеневший мост во Владивостоке

В воскресенье, 6 декабря 2020 года, возобновлено автомобильное движение по Русскому мосту во Владивостоке после более чем двухнедельной операции по очистке его вант и пилонов от многосантиметрового льда. Он образовался после ледяного шторма, который обрушился на Приморье 19 ноября 2020 года.

Операция была без преувеличения уникальной, потому что на высоте 321 метр (высота Эйфелевой башни вместе с установленной на ней антенной – 324 метра) никто вручную не отбивал лед на вантах резиновым молоточком.

Это был тот случай, когда парни из Владивостокского поисково-спасательного отряда (ПСО) ГУ МЧС России, их коллеги из Хабаровска и привлеченные промышленные альпинисты имели полное право повторить известное: “Никто кроме нас”.

“Конечно, в мире есть примеры, когда обледеневали мосты. В нашем случае все дело в высоте и в снаряжении, из которого – веревка да карабины. Что нам помогло? Понимание необходимости выполнить задачу, расчет, смелость парней, если хотите – самоуверенная наглость…” – смеется начальник ПСО Антон Шакиров.

Страшно было, никто не скрывает. Шакиров настраивал парней о высоте не думать, а думать о том, что их ждут дома. Одного работавшего на ванте страховали как минимум четверо: двое внизу, двое сверху на перемычке пилона. Привычная для высотников работа – движение по горизонтали или по вертикали. А здесь по диагонали вниз по скользкой поверхности, начнется скольжение – упадешь.

У страхующего есть трос на этот случай, притормозить скольжение он поможет, но спасти в случае разрыва веревки или срыва не сможет. Технология такова, что подняться наверх нельзя, устал – езжай вниз. Но кто ж это себе позволит, не выполнив работу, не отколотив лед до самого основания ванты. Парни “висели” по шесть – восемь часов.

Что-то неладное на Русском мосту заметили по провисшей в одном месте оплетке, которая защищает ванты и играет роль декоративного элемента. Как известно, Русский мост окрашен в цвета российского флага. Так вот, окрашена полимерная оплетка, а не сами ванты. Именно провисшая оплетка и подсказала, что обледенение моста – явление опасное. Кроме того, пилоны Русского моста сделаны в виде перевернутой буквы V, то есть с расширением вниз. Иными словами, ванты нависают над проезжей частью, поэтому откалывающийся от них лед летит на дорогу. Да так, что разрушает асфальт. (На Золотом мосту пилоны стоят в виде правильной буквы V, поэтому ванты нависают над водой.) Понятно поэтому, что закрытие Русского для движения по нему лишней мерой не было.

Высота – привычное дело. Юрий Остапенко, начальник подразделения владивостокского ПСО, успевал не только работать, но и восхищаться видами, открывающимися с Русского моста.

Что же там видно с такой большой высоты?

Юрий Остапенко: Море и остров с одной стороны, море и город – с другой, внизу суда на рейде. Многие любуются видами, проезжая по Русскому мосту, а мы еще на 300 метров выше!.. Дух захватывает, конечно. Во время работы устаешь, отдохнешь, видами полюбуешься, посмотришь, с товарищем поговоришь – и продолжаешь дальше работать.

Вы имели возможность переговариваться по телефону?

Юрий Остапенко: По рации. Как не перекинуться словом с коллегой, несколько часов же висим… Я часто с Владом Пинкусом разговаривал, когда висели. Молодой парень, мой ученик. Я преподавал в Студенческом корпусе спасателей в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Вообще наш отряд на две трети состоит из выпускников местного политена и студенческого корпуса спасателей.

Неужели такой толстый слой льда можно отколоть резиновым молотком?

Юрий Остапенко: Задача была не лед отколоть. Оплетка лежит на стеньгах (стеньга – первое удлинение нижних вант, их продолжение). Удары молотка по оплетке создавали вибрацию, и лед трескался. Нам, конечно, во многом помогло солнце.

Страшно было?

Юрий Остапенко: Да, страх был. Когда под собой не чувствуешь опору, это тревожно. Как только привык к высоте, нужно завязывать с такой работой, потому что страх и оберегает человека. Кто не боится – тот делает ошибки.

P.S.

Изготавливали и монтировали ванты моста на остров Русский специалисты французской компании Freyssinet. Ванты благодаря специальной стали способны выдержать температурный диапазон от -40 до +40 градусов. Их декоративная оплетка имеет спиралевидный буртик, он обеспечивает защиту от вибраций, образующихся при одновременном воздействии дождя и сильного ветра, которые так часты в Приморье. Однако задача обезопасить сооружение от обледенения во время проектирования и строительства моста не стояла, поскольку в регионе не было доселе ледяных циклонов со столь большими разрушениями. Правительство края отправило в адрес компании письмо, в котором сообщает о проблеме обледенения вант.

Источник: rg.ru/2020/12/06/reg-dfo/blagodaria-promyshlennym-alpinistam-i-mchs-udalos-ochistit-obledenevshij-most-vo-vladivostoke.html