Жесткий контроль инвестпрограмм даст кратковременный эффект

0
1042

13 июня Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства № 756, запрещающее необоснованное повышение цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции. Как позже он прокомментировал – документ позволит более жестко контролировать тарифы на коммунальные услуги. (см. kamzkh.ru/medvedev-podpisal-postanovlenie-protiv-povysheniya-cen-na-uslugi-zhkx-vyshe-inflyacii/)

По сложившейся практике ФАС РФ ежегодно устанавливает  регионам предельные индексы роста оплаты коммунальных услуг, но иногда возникают основания для их превышения. «Далеко не все эти основания справедливы. Теперь таких оснований стало меньше», —  цитирует Медведева ТАСС.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева  поясняет: «действующее законодательство давало возможность муниципальным депутатам принимать решения об увеличении тарифов на отдельные коммунальные услуги сверх установленных Правительством коридоров. Как правило, такие решения обосновывались необходимостью проведения мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры или приведением тарифов в соответствие с их реальной себестоимостью (во многих муниципалитетах по политическим причинам многие годы ограничивали рост платы за ЖКХ, а выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций компенсировали из бюджета). И если раньше такие решения органа местного самоуправления утверждал региональный регулятор, то в соответствии с новым постановлением «разрешение» придется получать у Федеральной антимонопольной службы. Высшее должностное лицо субъекта должно предоставить в ФАС пакет документов, обосновывающих необходимость повышения тарифа сверх нормы, включая проект модернизации инфраструктуры, все расчеты по нему, концессионное соглашение и программу его эффективности, а также анализ социально экономических последствий реализации проекта, предложения по дополнительным мерам социальной поддержки потребителей коммунальных услуг и т.п.

«К сожалению, подобные решения дают эффект только в краткосрочной перспективе, поскольку основная причина завышенных коммунальных расходов – высокий износ и низкая эффективность отечественной коммунальной инфраструктуры. Для того, чтобы платить меньше денег за коммунальные ресурсы, чтобы платежи стали прозрачнее, в модернизацию этой инфраструктуры необходимо вложить серьезные деньги. К сожалению, государственных программ в этой сфере у нас явно недостаточно. Инвесторы также неохотно идут в данную сферу по следующим причинам: заниженные тарифы не позволяют сделать концессию окупаемой, отсутствуют дешевые кредиты, а государственная политики непредсказуема. Принятие нового Постановления только усугубит ситуацию. Сегодня концессионные соглашения с инвесторами заключают муниципалитеты. Они согласуют основные параметры соглашения, а потом вынуждены согласовывать его с региональными регуляторами. После принятия Постановлений появится еще одно «разрешительное» звено – ФАС. И даже если решение будет согласовано, процесс согласования станет значительно более продолжительным. Все это, безусловно, приведет к еще большему «сжиманию» потока частных инвестиций в ЖКХ. Убеждена, что реальным путем для снижения расходов на коммунальные услуги может стать принятие масштабной государственной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, создание полноценного института развития в этой сфере (который будет за счет различных финансовых инструментов и методической поддержки помогать регионам и муниципалитетам осуществлять инвестпрограммы), а также передача полной ответственности за утверждение тарифов на региональный уровень. При этом малообеспеченным гражданам должна оказываться поддержка таким образом, чтобы при любом росте тарифов их расходы на ЖКХ не превышали определенного предела. Так действует сегодня институт жилищных субсидий, и он может стать еще более эффективным, если средства бюджета, которые тратятся, к примеру, на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих компаний, использовать на меры соцподдержки», — считает Светлана Разворотнева.