В День российской науки, 8 февраля 2021 года, Владимир Путин про зарплаты ученых: «Где деньги, Зин?»

0
910

Владимир Путин поручил министрам Антону Силуанову и Валерию Фалькову разобраться с зарплатами ученых в российских регионах.

В День российской науки, 8 февраля 2021 года, в ходе заседания Совета при президенте РФ по науке и образованию к Владимиру Путину обратилась старший научный сотрудник из Новосибирска Анастасия Проскурина, которая рассказала, что ее зарплата составляет 25 тысяч рублей. Он также добавила, что вместо повышения зарплаты, положенной по указу президента, научным сотрудникам университета просто предложили формально перейти на полставки.

Президент в ответ поинтересовался у министра финансов Антона Силуанова, какой должна быть зарплата у научных сотрудников.

“У нас информация, что ученые обеспечены зарплатой двукратной по региону”, – ответил Силуанов. Тогда Путин попросил губернатора Новосибирской области Андрея Травникова назвать среднюю зарплату по региону. По словам Травникова, она составляет 39 тысяч рублей.

“То есть у нее (научного сотрудника из Новосибирска – прим. “РГ”) должна быть почти 80 тысяч. Где деньги-то?”, – поинтересовался Путин.

“Антон Германович (Силуанов – прим. “РГ”), если вы говорите, что у вас там 200% от среднего по региону, где деньги, Зин?, – обратился президент к министру финансов.

“Где деньги, Зин?”, Секрет Фирмы – интернет-журнал

Путин потребовал от Силуанова и главы Минобрнауки Валерия Фалькова разобраться с проблемами по зарплатам научным сотрудникам и представить доклад о текущей ситуации.

“Я знаю, понимаю, там много может быть нюансов, но посмотрите на все эти нюансы и мне подробно, пожалуйста, об этом доложите”, – поручил он.

Справка:

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, “учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук”.

Российская академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. Воссоздана указом президента РФ от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.

В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля.

Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил “Набросок плана научно-технических работ”.

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев, Николай Доллежаль и многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации. Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая атомная станция.

Постсоветскую эпоху принято считать временем глубокого кризиса в отечественной науке, однако и в 1990-е годы, и позже российским ученым удавалось получать научные результаты мирового уровня. Именно в постсоветскую эпоху они вырвались вперед в гонке за сверхтяжелыми элементами таблицы Менделеева.

Российскими учеными или при их участии были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами со 113 по 118.

Физики из российского ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле. Российским ученым принадлежит, возможно, последнее крупное географическое открытие на Земле – обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде.

Работа сибирских археологов под руководством академика Анатолия Деревянко позволила обнаружить новый, третий по счету вид человеческих существ. Генетические исследования в последние годы позволили ученым узнать много нового о расселении и путях миграции людей на Земле. Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре – одну из семи “задач тысячелетия” из списка Математического института Клэя. Это только небольшая часть открытий, но она дает представление о масштабах сделанного в постсоветской науке.

Наука – это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, медицины, образования, всей социальной сферы.

От достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей, поэтому правительство России уделяет приоритетное внимание поддержке науки и высшей школы, развитию конкурентоспособного сектора научных разработок, созданию комфортных условий для молодых исследователей.

В 2013 году были начаты преобразования в системе Российской академии наук, предприняты меры по укреплению исследовательской инфраструктуры, по созданию для ученых, научных коллективов современных, конкурентных условий для работы. Объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы ведущих академий – Российской академии наук, медицинской и сельскохозяйственных наук. В 2018 году был принят закон, вносящий изменения в федеральный закон “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым были уточнены цели деятельности РАН, ее основные задачи, функции и полномочия.

Сегодня стратегическое развитие науки формируется при содействии государства. Ключевыми документами, обеспечивающими реализацию научно-технической политики, являются Стратегия научно-технологического развития до 2035 года, принятая в 2016 году, Национальный проект “Наука”, утвержденный в сентябре 2018 года, государственная программа “Научно-технологическое развитие Российской Федерации на оды”, принятая в марте 2019 года.

С 2000-х годов общие затраты на науку в постоянных ценах удвоились, бюджетные ассигнования на ее развитие выросли пятикратно. Вследствие притока молодежи улучшилась возрастная структура персонала. Укрепляется материально-техническая база, активизируется участие российских исследователей в международных научных коллаборациях.

В последние годы удалось серьезно нарастить потенциал российской фундаментальной науки, по целому ряду направлений она вышла на передовые позиции. В Гатчине (Ленинградская область) и Дубне (Московская область) реализуются проекты современных исследовательских установок класса мегасайенс. В ноябре 2020 года в Дубне был запущен в работу первый каскад мегасайенс-проекта NICA (Nuclotron-based Ion Collider Faсility, НИКА), сверхпроводящий ускоритель тяжелых ионов – бустер.

Отечественные ученые сделали значительный шаг вперед в таких междисциплинарных областях, как наука о жизни, где исследования ведутся на стыке биологии, химии, генетики, медицины, биоинформатики, физики. Предложены новые технологические диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Серьезные успехи достигнуты в регенеративной медицине. Две вакцины – от лихорадки Эбола, а также от коронавирусной инфекции COVID-19, созданные в России, были зарегистрированы первыми в мире.

Ученые Института биоорганической химии совместно с коллегами из Московского физико-технического института (МФТИ) и Австралии разработали универсальную молекулярную платформу, которая позволяет быстро создавать лекарства от различных видов рака. Сотрудники Физико-технического института РАН в Санкт-Петербурге разработали новый тип лазерных диодов, излучение которых можно сфокусировать в очень тонкий луч, и использовали их в качестве “сердца” оптического пинцета. Российские ученые создали миниатюрный преобразователь света, пригодный для использования в качестве одного из компонентов будущих световых процессоров и запоминающих устройств.

В июле 2019 года Россия успешно вывела на орбиту новую уникальную космическую обсерваторию “Спектр-РГ”, благодаря которой произведен осмотр всего неба в рентгеновском диапазоне, что позволило построить карту, содержащую почти в 10 раз больше источников и в четыре раза более чувствительную, чем созданная в 1990 году немецкой орбитальной обсерваторией ROSAT.

Ученые Курчатовского института стали соавторами работы, в которой получены новые доказательства в пользу существования так называемых стерильных нейтрино, легчайших элементарных частиц, которые, возможно, являются частицами темной материи – загадочной субстанции, заполнившей Вселенную. Ученые из Московского физико-технического института и инженеры компаний T8 и Corning создали систему передачи высокоскоростного сигнала, для работы которой не нужно активное промежуточное усиление.

Специалисты Российского химико-технологического университета имени Менделеева (РХТУ) совместно с коллегами из Нижегородского государственного технического университета и Нижегородского государственного университета придумали, как улучшить, распространенный промышленный химический процесс – синтез аммиака.

Российские ученые активно трудятся над решением многих задач, развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников.

Источник: rg.ru/2021/02/08/putin-pro-zarplaty-uchenyh-gde-dengi-zin.html, ria.ru/20210208/nauka-1596138676.html, материал подготовлен на основе информации, РГ, РИА Новости и открытых источников